Классный час "Выбор профессии – выбор будущего!"
Психические процессы
и их роль в профессиональном самоопределении
Методика поиска профессии
Данная методика предложена Томским государственным университетом. Она имеет весьма универсальный характер, и в дальнейшем вы могли бы ею пользоваться для решения любых проблем, в том числе связанных с профессиональным выбором.
Берем тетрадку и ручку (или же открываем какой-нибудь текстовый редактор, где можно писать, - но тетрадка с ручкой все же предпочтительнее), и выполняем упражнение. Надо сделать определенное количество выборов, описывающих вашу будущую профессию и условия труда.
1. Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать:
1.1. Географические условия.
1.2. Характер рабочего места.
В этом параграфе нужно составить список желаемых качеств для каждого пункта. Можно (и нужно) прописывать как желаемые качества, так и такие, которые вам неприемлемы. К примеру, в желаемых вы пишете: хочу, чтобы в городе было метро. Или: хочу, чтобы был Макдональдс. Или: чтобы в городе жило не менее 500 000 человек и т. д.
Неприемлемыми качествами могут быть любые сущности, которые вас волнуют. Может быть, для вас не подходит город, который не стоит на реке. Или город, где жара бывает под 50 градусов. Отрицательные качества преобразовывайте в положительные: то есть, раз вам не подходит жаркий климат, то пишите, что он должен быть умеренным.
Итого, у вас получится список из какого-то числа качеств (не важно, сколько их, но очень важно, чтобы этот список полностью удовлетворял ваши требования). Подумайте, вы ничего не забыли? Устраивает ли вас, что люди говорят на арабском языке или что религия будет запрещена (или, наоборот, навязана)? Если вы за - кончили список по географии, тогда переходите к следующему пункту: характер рабочего места.
Каким должно быть ваше рабочее место? В этой матрице можно писать такие вещи: близость к рабочему месту (чтобы не ездить за тридевять земель), удобное рабочее место, комфорт с климатической точки зрения (не жарко и не холодно) и т. д. Здесь нужно указать качества-плюс и качества-минус. Последние преобразовываются в плюсовые (не люблю стесненности — значит, просторное место работы). Не жалейте времени и постарайтесь, чтобы ваш список получился законченным и полным.
2. Эмоциональная и духовная атмосфера работы.
Опишите все желаемые качества эмоциональной атмосферы вашей работы и все отрицательные качества атмосферы работы (преобразовывая их в положительные). Например, дружелюбие, заинтересованность, конструктивизм, целеустремленность. Чем больше критериев вы получите, тем лучше и точнее будет результат.
3. Знания, с которыми я хотел бы работать.
Перечислите здесь все области знания, с которыми вам хотелось бы работать. Не важно, как велико будет количество. Вот пример такого списка: экономика, бухгалтерия, делопроизводство, психология, логистика, консалтинг, аудит.
4. Люди, с которыми мне хотелось бы работать.
4.1. Коллеги.
4.2. Клиенты.
Здесь можно указывать любые социальные переменные коллективов: это возраст, пол, доход (может, вам непереносимо, что окружающие вас люди зарабатывают в три раза больше вашего), вероисповедание, уровень образования и численность (микроколлективы, малые коллективы или же большие коллективы, указывайте и примерную их численность). Кто они — математики, гуманитарии, творческие люди? и т. п. Пишите все, что найдете нужным включить в свой список, все, что вас волнует.
То же самое касается и клиентов. Какого пола? Какого возраста? Какой веры? Уровень их доходов? Образование? Все эти перечни - не руководство к действию, а направление для ваших мыслей. Откуда нам знать, может быть, ваш потенциальный клиент просто обязан держать собаку или кошку? Или два раза в неделю ходить на скачки?
Итого у вас получится два списка: один — ваши коллеги, и другой — ваши потенциальные клиенты. Если вы закончили списки, переходите к следующему параграфу.
5. Информация, с которой мне хотелось бы работать.
Перечислите все источники, с помощью которых вы
хотели бы получать информацию. Это телефон? Интернет? Телевизор? Сплетни и слухи? Газеты? Радио? Книги? Семинары? Что еще?
6. Предметы и вещи, с которыми мне хотелось бы работать.
А какие предметы и вещи вы хотели бы использовать в своей работе? Хирургический скальпель? Лазерный луч? Автомат Калашникова? Стамеску? Компьютер? Калькулятор? Перечислите все предметы, которые вам милы и которые вы хотели бы использовать в своем деле.
7. Действия, которые я хотел бы совершать на работе.
Вероятно, стрелять, если это автомат Калашникова?
Оперировать, если это скальпель? И производить подсчеты, если это калькулятор? Опишите все те действия, которые вы хотели бы совершать на рабочем месте. Не зацикливайтесь на профессиональной привязке: ведь с равным успехом выступать перед людьми могут и директор цирка, и священник. Или же водить машину. Или фотографировать. Итак, давайте обобщим все вышеизложенное, чтобы получить руководство по самостоятельному выбору профессии.
Семь этапов принятия решения о выборе профессии
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии.
Составьте список своих требований:
· выбираемая профессия и будущий род занятий;
· выбираемая профессия и жизненные ценности;
· выбираемая профессия и жизненные цели;
· выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
· выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
· желательный уровень профессиональной подготовки;
· выбираемая профессия и мои склонности и способности;
· желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5.Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Ошибки при выборе профессии
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11-м классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы потом передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
2. Бытующее мнение о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии дожна учитываться — но только после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполненю основных рабочих функций...
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования своего «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет учиться на пожарного (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика т— это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, н редактором, и секретарем-референтом. Тем более следует иметь в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать
юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в вуз при поступлении на эту специальность). Скажем, в школе будущему экономисту может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности, вплоть до животноводства.
8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако среди них много непрофессиональных, поэтому следует относиться критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках.
Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть, или о том, какой ты.
9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так-как они могут ухудшить твое состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце...
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
характеристика профессионального плана:
• определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
• полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
• устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
• реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
• логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
• моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
•согласованность плана с потребностями рынка труда.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Профессиональная пригодность
Различают следующие степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».
Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
• Какова продолжительность обучения?
• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
• Адрес учебного заведения и его полное название?
1. Как правильно выбрать профессию?
Этот вопрос задают себе многие выпускники школ, ведь от этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь.
Сделать свой выбор помогут тесты на профориентацию, которые Вы найдете на сайтах:
2. Как выбирать профессию
Для того чтобы правильно выбрать для себя профессию, Вам необходимо учитывать три момента. Во-первых, определить каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется Вашим «ХОЧУ»: «хочу знать», «хочу сделать».
Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, возраст, квалификация, опыт работы (если он у вас есть). Необходимо детально изучить свои способности: внимание, память, мышление, воображение, тип нервной системы, характер. Все это, в конечном счете, определяет Вашу профессиональную пригодность и возможность. Проще говоря - это Ваше «МОГУ». В третьих, познакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке труда города. Для этого Вы должны:
Иначе говоря, каково сегодня «НАДО».
Если Вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным.
3. Основные задачи при выборе профессии
Задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
Чтобы избежать ошибок при выборе или перемене профессии, необходимо:
Принимая решение о выборе профессии, учтите, что:
Как организовать профессиональные пробы сил, или выбираем профессию обоснованно
Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя разные профессии? Опыт «примеривания» в юношеском возрасте приобретает решающее значение для развития навыков в выборе профессии и путях ее получения. И чем раньше вы начнете активно «примерять» на себя разные профессии, тем больше шансов сделать обоснованный выбор. Этот этап должен проходить до того, как вам придется выбирать факультет, путь подготовки к поступлению, саму профессию. Возможностей попробовать себя много - главное, чтобы у вас хватило терпения и воли делать это регулярно и в разных направлениях.
Одна из возможностей попробовать себя — участие в научном обществе учащихся.
Существует немало организаций, независимых от системы образования, которые также поддерживают научные интересы школьников. Вы можете обратиться в Международный Интеллект-Клуб: [http://www.informika.ru/text/goscom/gluon], который поддерживает интересные индивидуальные и групповые исследовательские проекты среди школьников. В Москве действует организация, которая так и называется «Ученые детям»: http://kids.genebee.msu.su. Есть очень много организаций экологической направленности, которые также ведут научные клубы школьников. Вот координаты наиболее известных из них:
— Общественная организация «Эколайн»: [http://www.ecoline.ru/mc/infobook/],есоm@glas.арс.оrg;
— Евразийская Ассоциация молодежных экологических объединений «Экосистема»: [www.ilstu.edu/-aggubin/buklet-eng.htv].
В большинстве городов, имеющих давнюю университетскую историю, объединяют научные общества учащихся в общее движение школьников, интересующихся наукой. Многие из этих центров имеют весьма содержательные сайты, на которых размещаются интересные доклады, проводятся всероссийские олимпиады и телеконференции среди школьников. Вот адреса некоторых из этих сайтов:
— www.pionernou.krasu.ru (Красноярский университет: е-mail:pioneer@krasu.ru). Здесь проводятся ежегодные всероссийские конференции по филологии, журналистике, экономике, поэзии;
— www.univer.omsk.su/nou (Омский университет);
— http://сhat.ru/~lagег_integral/ (Волгоградский областной летний учебный лагерь «Интеграл»).
Более подробный перечень региональных научных обществ школьников вы можете найти на сайте http://www.aenet.ru.
Олимпиады — еще один путь «примерить» на себя ту или иную область профессионального образования и профессиональной деятельности.
Кроме традиционных олимпиад, проходящих в вузах и школах, все больше олимпиад проводится в Интернете. На сайте http://www.ifmo.ru/contest/ представлены большой архив задач по информатике с разных олимпиад, их результаты, статьи из газет и журналов о выступлениях российских сборных по информатике, информация о предстоящих олимпиадах. Основные разделы: «Международные студенческие олимпиады АСМ», «Международные олимпиады школьников», «Всероссийские олимпиады школьников», «Студенческие олимпиады Санкт-Петербурга», «Олимпиады школьников Санкт-Петербурга», «Архив задач», «Участники олимпиад», «Статьи в прессе». Сайт размещен на сервере вуза, на базе которого проводятся соревнования северо-восточной европейской зоны чемпионата мира по программированию среди команд университетов.
На сайте http://www.homepages.compuserve.de/chasluebeck вы можете найти информацию об олимпиадах по разным предметам (математика, химия, физика, биология, немецкий язык), образцы выполнения олимпиадных заданий и упражнения по подготовке к участию в олимпиадах.
На сайте http://www.abitu.ru представлена информация об олимпиадах МФТИ, международных олимпиадах по математике и физике среди школьников.
Значительный интерес представляет сайт http://www.eidos.ru/olymp/, на котором проводятся эвристические олимпиады по самым разным предметным областям.
Чем задания эвристической олимпиады отличаются от обычных олимпиадных заданий? Единых ответов на эвристические задания не существуют. Каждый ответ учащегося уникален. Но, наверное, самую интересную олимпиаду можно найти на сайте www.gsh.org/project/gg/index.html — по этому адресу расположена GEO GАМЕ, которая предлагает не только выиграть приз тому, кто хорошо знает географию, но и придумать интересное задание, а потом обменяться им со сверстниками всего мира. Представителем данного проекта в России является Центр телекоммуникационного обучения в Ярославле (www/edu.yar.ru). На этом же сайте можно найти множество интересных всероссийских и международных проектов, таких как интернет-олимпиада юных журналистов, проект Юнеско «Это наше время», который каждый год предлагает старшеклассникам тему для научной проработки (в этом году такой темой стала «Уважение к иностранной культуре»), олимпиады юных экономистов, программистов, историков.
В современном мире гораздо важнее научиться выбирать профессию, чем суметь раз и навсегда выбрать свой путь. Не менее важно научиться находить самые экономные способы достойной подготовки к избранной профессии. «Деньги решают все» — тот стереотип, который отступает перед современными возможностями традиционных форм первичной апробации своего профессионального выбора. Именно так научным языком можно назвать олимпиады, кружки и научные общества школьников.
Учитесь пробовать себя, и самое главное, находить баланс между интуитивным: «Это — мое, это — не мое» и волевым: «Нужно попробовать еще раз».